Бизнес Сафоновский район

На фоне зеленых просторов русского поля две упряжки-тандема с празднично одетыми грумами и дамами в нарядах XIX века смотрелись красиво и гармонично. Неспешный галоп, потом — аллюр, остановки и развороты под умелым руководством профессионалов лошади выполняли, как нам казалось издалека, играючи. Сколько на самом деле усилий и средств требуется для видимого результата, узнали позже из уст уже знакомого нашим читателям владельца коневодческого  хозяйства Вячеслава Ройндберга.

Resize of фото 2


Про современный коневодческий комплекс в деревне Леоново Игнатковского сельского поселения мы писали примерно полтора года назад. С тех пор здесь изменилось многое и, судя по темпам строительства, многое еще изменится.  По крайней мере, планы у инвестора далеко идущие: семейное дело  по возрождению породы советского тяжеловоза «грозит» выйти на международный уровень. Есть еще люди, готовые вкладывать средства в возрождение утраченных традиций. «Деревня – это душа России», — говорит Вячеслав. И грустно добавляет: «Но в той же Австрии, где мы часто бываем, в округе численностью 200 тысяч человек 180 тысяч проживает в сельской местности. А у нас наоборот».

Почему лошади и почему именно этой породы? Как и ради чего коренной житель мегаполиса решился на деревенский образ жизни? Начнем по порядку.

Поэзия — в движении

Увлечение лошадьми для Вячеслава – неотъемлемая часть жизни. Любимому хобби москвич с удовольствием отдавал свое свободное время. Конные клубы, скачки, школы верховой езды были обязательным местом посещения в выходные или праздничные дни, после работы. Так познакомился со своей женой – увлеченной «лошадницей» Еленой Телешовой,
медработником по образованию и, к тому же, уроженкой нашего города, сменившей в последние годы место жительства. Интересы и жизненные взгляды совпали, а взаимная симпатия переросла в глубокое чувство.

Идею строительства собственной конюшни на сафоновской земле, фундамент которой был  заложен в 2013 году, подала Елена. Но это уже потом, а поначалу хотели просто облагородить территорию рядом с домом  ее родителей.

— Мы взяли в аренду, а позже выкупили пять гектаров земли рядом с дачей моего тестя. Потом, как водится: чтобы поле приводить в порядок, нам нужен тракторок, гараж для него и другой техники… Кто же знал, во что это выльется, — вспоминает инвестор.

Строительство собственной конюшни на 15 голов с жилой частью супруги завершили за четыре года. И сейчас они являются владельцами 12 лошадей и жеребенка, а также одного пони.

Resize of фото 4 Resize of фото 3

Где конь, там и упряжь

В день нашего приезда на территории комплекса царила деловая суета: кроме того, что идет строительство общежития для работников, установка ангаров для хранения сена, продолжаются работы по благоустройству и окультуриванию площадей, мы стали свидетелями  фотосессии-презентации. Два тандема, где лошади упряжены друг за другом, – явление давно забытое в России, были оформлены по всем законам жанра, что требует немало усилий со стороны профессиональных конюхов. Лошади в упряжках — исчезающая порода советского тяжеловоза, которую Вячеслав и Елена задались целью возродить.

— Мы решили, что погибает советская порода и захотели ее сохранить. Сейчас занимаемся давно забытым в России делом – собираем упряжки, тренируем, учим их работать с тяжестями, правильно таскать – они от этого лучше развиваются. Ездим на выставки, стараемся популяризировать советскую породу, — рассказывает Вячеслав.

 

Тяжеловозы-помощники

Лошадь, как обычную крестьянскую, так и породистую тяжеловозную, уже можно включать в список Красной книги. Главным препятствием к использованию этого умного и полезного животного является отсутствие квалифицированного персонала — людей, которые не только млеют от счастья, угостив лошадь куском сахара или хлеба, но и умеют на ней работать, воспитывать её и обучать.

По своим тяговым качествам советский тяжеловоз практически  является аналогом трактора Т-40. Лошади этой породы способны перевозить тяжести и работать с сельскохозяйственными машинами. Но приобрести тяжа довольно сложно: есть пара действующих конных заводов в России, специализирующихся на этой породе; но продавать они почему-то не очень спешат. Поэтому владельцы комплекса в Леонове в будущем хотят заняться сами разведением породы:

—  Проблему покупки советского тяжеловоза хотим решить самостоятельно: будем разводить лошадей, для чего в скором времени начнем строительство еще одной конюшни на 30 голов. Также в планах расширить владения до 500 гектаров, заасфальтировать прилегающую к комплексу территорию, а также выходить со своими питомцами на международный уровень, делиться опытом с теми, кому интересно наше направление. Уже сегодня на мастер-класс по работе с тяжами, который мы хотим провести зимой, записались работники действующих конных заводов. Может быть, в следующем году у нас будет соревнование по конной вспашке: пока нет даты, но мы планируем, уже пригласили участников. Дадим призовой фонд победителям, а вход для зрителей сделаем платным. Я думаю, людям хочется видеть что-то интересное и необычное. Например, в Европе каждые выходные в деревнях проводятся мероприятия – День схода коров с гор, День выхода коров в горы и так далее. Можно и у нас попробовать приучить народ к сельским развлечениям. А показать у нас есть что.

Resize of фото 5 Resize of фото 6

Главное — воспитать

«Купить лошадь – дело простое, а вот содержать ее, ухаживать – совсем другая история», — считает Вячеслав.

Один тяжеловоз в год съедает больше, чем корова – до восьми тонн сена, овса, подкормки. Так что хозяйству на год необходимо примерно 100 тонн кормов, и приведенные в порядок когда-то брошенные сельскохозяйственные земли обеспечивают потребности с избытком. Сегодня в собственности у супругов 250 га, и это – не предел.

— Обработка полей не самоцель, а необходимость. Чтобы находиться здесь было комфортно и людям, и животным, нужно было вырубить заполонившие территорию ивняк и мелколесье. Иначе – мошкара и слепни заедают. Ну а если взялись за обработку, то почему бы заодно не обеспечить себя. Излишки кормов продаем.

Обеспечить лошадь кормами и создать для нее условия – полдела. Другая и очень важная составляющая – тренировка, которую могут выполнять только знающие специалисты.

— Мы счастливы, что у нас с недавних пор работает Андрей Корчагин – многократный чемпион России по русским тройкам, профессионал международного класса, к которому из Европы приезжают на мастер-классы. С его приходом произошли значительные изменения к лучшему. Правда, мы с тройками не работаем, у нас другое направление – мы собираем тандемы, шестерики, в планах – десятерик и квадрига из тяжей, которые никто в России пока не собирал.

Сегодня владельцы комплекса уже могут порадоваться первым успехам. Вячеслав рассказал, что их подопечные готовятся к участию в международной конной выставке «Иппосфера», а недавно стало известно, что леоновские лошади оказались в числе ее победителей: жеребец Мельбурн стал абсолютным чемпионом состязаний. Начало хорошее, и перспектива есть.

Resize of фото 7

Для себя и людей

В 2013 году, когда Вячеслав с супругой только начали обустраивать хозяйство в Леонове, они взяли шефство над расположенным здесь же памятником в честь погибших во время Великой Отечественной войны солдат.

— Если посмотреть с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что березовая роща вокруг памятника посажена в форме пятиконечной звезды. Кто и когда посадил деревья, сейчас уже никто не помнит, да и сам монумент за годы пришел в полное запустение. Мы решили, что раз земля наша, то и памятник тоже наш: расчистили от кустов, привели в порядок надгробную плиту, отмостили вокруг брусчаткой, обновили таблички с именами 70 покоящихся здесь воинов. Так что у нас есть достопримечательность.

Кроме того, владельцы комплекса не считают за труд регулярно навещать воспитанников Ярцевского детского дома – с праздничной программой и угощениями, от чего, по их признанию, получают огромное удовольствие. Малыши тоже рады таким гостям.

Вячеслав считает, что планировать далеко вперед не стоит, но все-таки озвучил еще один свой замысел: расчистить пляж на реке Костря, восстановить дамбу и запруду для купания. Впрочем, быстро сделать не получится, потому что и в самом хозяйстве дел невпроворот.

Все работы на комплексе выполняют 13 человек, восемь из которых – смоляне. Сами владельцы бывают здесь примерно четыре месяца в году, а ходом преобразований руководят дистанционно. И хотя деревенским образом жизни супруги довольны, перебраться в Леоново насовсем пока не планируют: кто-то уезжает за границу на каникулы или в отпуск, а они наоборот – живут и работают в Москве и Австрии, а в деревню приезжают отдохнуть душой.

— В Москве стало очень тяжело жить — в дороге проходит весь день. Проще из Мюнхена прилететь, чем доехать с одного конца нашей столицы в другой. А здесь хорошо в любое время года, но мне особенно нравится зимой, когда комфортнее ездить верхом, в санях или экипажах – можно одеться потеплей и наслаждаться свежим воздухом, походить на лыжах. Тем более, что от благ цивилизации мы не оторваны.

О прибыли или хотя бы окупаемости всех затрат Вячеслав даже не думает, скорее, уверен в обратном. Взявшись за осуществление мечты, он надеется только на собственные силы и помощь родных. Но какая бы ни была окончательная цель у инвестора, одно могу сказать точно: смотреть на ухоженные земли гораздо приятнее, чем на заросшие бурьяном и мелколесьем, никому не нужные близлежащие поля. Так что желаем инвесторам успехов!

Resize of фото 9 Resize of фото 8


сафонов №38 от 21.09.2017


Вам также может понравиться