…Десятиклассницу и секретаря комсомольской организации Батюшковской школы Катю Кругликову фашистам выдали предатели “из местных”, готовые выслужиться. Когда девушка отказалась назвать имена подпольщиков и старших товарищей-коммунистов, фашисты долго пытали её. Не добившись данных, зверски убили и раскатали танком хрупкое тело. И после такой жестокой смерти враг не успокоился: долгое время односельчанам не позволялось похоронить Катю Кругликову, чьи изувеченные останки вмерзли в проселочную дорогу…
Таких историй Великая Отечественная война знает немало. Вот деревня Рябцево (ранее – Рябцово), что на территории нынешнего Мальцевского сельского поселения. С января 1942-го по март 1943 года линия фронта проходила в двух километрах от Рябцово – по близлежащим высотам деревень Величково, Курьяново, Акатово, Груздево и далее, на север, – Большие и Малые Триселы. В прифронтовой полосе фашист грабил, издевался, расстреливал. Местных жителей угоняли на трудовые работы, частично – в концлагерь для перемещенных лиц на окраине Гжатска (за железной дорогой): молодежь – на запад, стариков – на разбор завалов, рытье траншей.
Подобное не минуло и Рябцово: 22 января 1942 года фашисты расстреляли 13 мирных жителей, младшей из которых – Зое Калиничевой – было 5 лет. Односельчане были казнены на окраине деревни за попытку найти хотя бы какие-то продукты на пепелище своего жилья (на начало войны в деревне было 44 дома).
Эти факты рассказывают подросткам и молодым людям на месте произошедшего. Такой вот урок истории! Молодежный проект “Юные патриоты России”, инициатором которого на родине первого космонавта выступил Музей Ю.А. Гагарина, стартовал ранним утром 22 июня. С того дня пройдено 5 маршрутов: повествование наставниками о событиях возникновения одиноких могил и братских захоронений продолжает их тщательное благоустройство школьниками и студентами Гагаринского многопрофильного колледжа. “Вахта патриотов на то и направлена, чтобы во время каникул, помимо отдыха, дети успели сделать добрые дела. Нужно помнить нашу историю и любить свой народ на деле. После нас будут расти дети, внуки, которым мы не должны оставить в наследство засохшее дерево у памятника”, – рассказывает заместитель директора музея, руководитель акции, ветеран поискового движения Николай Миронов.
На траве разложена копия военной карты с нанесенной линией фронта, названиями знакомых и уже неизвестных деревень, обозначением “наших сил” и противника. На карте – история освобождения родного Гжатского района, за которым – Москва. Враг бросает на этот участок лучшие и опытные моторизованные силы, зверствует, сметая на своем пути всё, проявляя крайнюю степень варварства. Достаточно упомянуть гжатскую Хатынь – деревню Драчёво, где фашисты заживо сожгли в дни после освобождения советскими войсками Гжатска более 200 мирных жителей. Увековечены имена 95 взрослых и 101 ребенка.
Мемориальная плита в Рябцове, водруженная поисковиками в 90-х годах, также называет юным патриотам имена расстрелянных здесь жителей. Эти имена – взрослые и детские – занозой вонзаются в память, пока руки удаляют сорняк или красят ограждение: территорию до сих пор бесхозной Братской могилы убирают тщательно. Памятное место становится светлым и прозрачным. На душе ребят – нескрываемая радость от собственного вклада в сохранение памяти о мире, который завоеван так самоотверженно, в сохранение фамилий прадедов, военную биографию которых рассказал редакции каждый из отряда. Задумчивость по пути домой стала высшей оценкой этого урока истории.