Самым ярким мероприятием 5-го Молодежного форума стал театральный фестиваль «Давай, удивляй!» В течение трех часов мини-спектакли будоражили зрителя, вызывая бурю эмоций: от здорового смеха до слез, от сочувствия – к переживанию за близкого, от восхищения – до влюбленности. И неважно, верит ли зритель в Зеленого Кота или ожившие книги. Он верит актеру. И если поверил, то какая разница, сколько лет выступающему на сцене.
Открыл фестиваль актер театра и кино Ярослав Жалнин, знакомый в Гагарине по роли Гагарина и по роли наставника маленьких артистов студии «Юнона». Вот такой каламбур. И им воспользовались не только мы. Словно подтверждая незыблемость классики, не сговариваясь, 7 коллективов из Ярцева, Десногорска, Смоленска и Гагарина выбрали для постановки русские народные сказки и произведения советских поэтов и писателей – любимцев детворы, начиная с беззубого возраста: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Григорий Остер.
Жюри в этом году (как, впрочем, и в предыдущем) было несказанно трудно. Театральные коллективы разнились как оттенок цветов яблони во всем мире. Оригинальный ход, стилизованные костюмы и предметы декорации, грамотное музыкальное оформление, игра света эффектно применялись режиссерами. Но главный настрой маленьких артистов состоял в игре по-настоящему: чтобы зритель поверил.
В составе жюри второго Театрального фестиваля «Давай, удивляй!»: актеры театра и кино Петр Коврижных и Галина Боб , начальник отдела по культуре Ольга Брехова.
«Теремок». Младшая группа театральной студии «Юнона» представила русскую народную сказку «Теремок». Мышки-подружки, Волчки-«ботаники», Лисички-модели, Лягушка, поразившая всех своим тембром и почти натуральным «кваканьем», Медведь, который не хотел быть косолапым, о чем ему периодически напоминал Рассказчик. Сценарный ход – по тексту, ход по сцене и под нею – по сценарию, аплодисменты – по совместному желанию.
«Козленок, который умел считать до 10» автора Альфа Прейсна. Одноименный мультфильм – классика всех времен и народов. Переиграть его сложно, но маленькие артисты из ярцевского Народного театра «На Ольховской» выложились на все 100.
Если учесть, что они были как раз того возраста, когда учат счету. Закончилось выступление быстро, кто-то из зрителей тихо «зашуршал»: «Вот всегда так: только станет интересно – и финал!»
«Вредные советы» Григория Остера – одно из любимых, но сложных в исполнении произведений. Театральная студия «Зеленый кот» из Смоленска выдала зрителю содержимое «книги для непослушных детей и их родителей» на одном дыхании, чему эффектно помогли одинаковое облачение в черные футболки с ярко-зеленой надписью названия студии, зеленые подушки многофункционального применения и приглушенное освещение. Все внимание было сфокусировано на маленьких актерах, каждый из которых вел свою роль, не забывая очередность, интонационную насыщенность и выразительность движений.
«Не женщины придумали войну» – мини-театрализация по мотивам С.Алексеевич «У войны не женское лицо». Подростки ярцевского Народного театра «Зеркало» сыграли как профессиональные актеры: через детское сердце тяжелые события войны, любовь и подвиг воспринимались зрителем во сто крат ярче и пронзительнее.
«Царь Пузан». Произведения Корнея Чуковского заворожили артистов Библиотечного театра «Книга на сцене», приехавших из Десногорска.
Сказка о пухленьком, но вполне безобидном монархе, который отличается добрым большим сердцем, предстала глобально и высокопрофессионально. Этому помогла «озвучка» каждого движения артистами «второго плана», сидевшими в первом ряду. Стул превращался в пещеру и коня, кашне – в платок, скалу, одеяло, пантомима превзошла все ожидания зрителя, а девятилетний артист, сыгравший Царя (с ним мы встретимся чуть позже), «держал» зал на протяжении всего спектакля, несмотря на то, что все артисты Библиотечного театра – более старшего возраста.
«А зори здесь тихие…» Отрывок из финальной части повести смоленского писателя Бориса Васильева сыграла Диана Шапеко (Гагарин).
Это был моноспектакль. И это огонь чувств, зажженных в каждом зрителе. Это опустошение, откровение, прозрение. Незабываемо!
«Муха-Цокотуха». Динамику десногорских артистов узнали с первых минут: спектакль по детской сказке в стихах Корнея Чуковского представил Детский театр «Гном». Отчетливый ритм строк, атрибут в роли явлений, с ходу узнаваемые персонажи при отсутствии костюмов. Дедушке Корнею понравилось бы!
«Кошкин дом». Самуил Маршак, наверное, и представить не мог, как герои его сказки могут быть узнаваемы при помощи одного атрибута или действия! В этом и кроется талант режиссера в работе с детьми: воплотить смысл роли в простом действе, но выразительной игрой. Самый богатый костюм не смог бы заменить подмеченных и обнародованных «примет» Кошки или Курицы-домоседки, Козла с геранью или напыщенного Петуха. Растущий талант артистов средней группы театральной студии «Юнона» из Гагарина задействовал, казалось, всех в зале, а зритель был не против.
В финале Ярослав Жалнин пригласил жюри и юных артистов на сцену. Церемония награждения приобрела неожиданный формат, отчего придала фестивалю еще больше оригинальности.
– Номинация «Лучший ансамбль» вручена за спектакль «Муха-Цокотуха» (Десногорск).
– «Лучшим спектаклем» названа мини-театрализация «Не женщины придумали войну» (Ярцево).
– Приз зрительских симпатий отдан Народному театру «На Ольховской» (Ярцево) и театральной студии «Юнона» (Гагарин).
– «Лучшее музыкальное оформление» было у театральной студии «Зеленый кот» (Смоленск). Как пояснил Петр Коврижных, лейтмотив звучал на протяжении всего спектакля, что наиболее грамотно.
– «Лучшая мужская роль» – Царь Пузан в исполнении Антона Гороничева.
– «Лучшая женская роль» присуждена самой маленькой артистке – Диане Поповой во «Вредных советах» театральной студии «Зеленый кот» (Смоленск).
– «Лучшая роль второго плана» отдана Антону Бубнову за роль Великана Ермолая (Библиотечный театр «Книга на сцене» (Десногорск).
– Отдельного диплома за участие удостоена Диана Шапеко (Гагарин).
Второй театральный фестиваль «Давай, удивляй!» в Гагарине сделал смелый шаг к возрождению добрых театральных традиций.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Победителями персональных номинаций – «Лучшая мужская роль» и «Лучшая роль второго плана» – стали юные артисты из Десногорска Антон Гороничев (9 лет) и Антон Бубнов (16 лет). Столь профессиональной игры в таком юном возрасте видеть еще не приходилось, поэтому свободный микрофон был с радостью предоставлен тезкам. Слово – Антону Гороничеву (роль Царя Пузана).
– Обе персональные награды уехали в Десногорск. Вы покорили зрителя! Как долго вы играете на сцене?
– Я занимаюсь в театре с детства и уже четыре с половиной года.
– Твоя любимая роль?
– Ах, да, Баба Яга. В спектакле «Проделки маленькой Бабы Яги». Получил большое впечатление, что сыграл в этом спектакле на сцене.
– Ты очень хорошо входишь в образ и ведешь линию главного героя на протяжении всего спектакля. Что тебе помогает держать в памяти слова, мини-сценки?
– Когда я репетирую, то рисую воображаемые рисунки, картинки. Квадратиками разделяю мои сцены. Потом, во время спектакля, просто прокручиваю их в голове.
– У Чуковского богатые тексты! Легко заучивались?
– Да. Я знаю, что Чуковский ненавидел все слова, например, «круто-клёво-классно». Он называл их «заплесневелыми штампами».
– В филологии копаешься?
– Не совсем, но задумался. Из-за «лишних» слов пропадают прекрасные слова.
Наши вопросы – Антону Бубнову (роль Великана Ермолая).
– Что тебя привело в театр?
– Наверное, поиск чего-то нового, открытие в себе новых возможностей, способностей, проверить себя, что ли. Попытаться найти то занятие, которым буду с радостью увлечен всю жизнь. Надеюсь.
– Ты хочешь играть в театре?
– Стремлюсь. Но понимаю с каждым годом: без сцены не могу. Люблю ее.
– Сцены каких городов, стран вы покорили?
– Недавно в Астрахань ездили и тоже получили «лучшие мужские роли». И тоже оба. На международном уровне выступали: в Швеции были, Финляндии, Латвии. В этом году летом предполагаем выступить в Греции.
– В ваших спектаклях один предмет столько ролей играет! Кашне как одеяло, как скала…
– Чаще придумывает актер. Но итог спектакля – наша общая работа.
№24 от 16.06.2017