Гагаринский район Культура События

Самым ярким мероприятием 5-го Молодежного форума стал театральный фестиваль «Давай, удивляй!» В течение трех часов мини-спектакли будоражили зрителя, вызывая бурю эмоций: от здорового смеха до слез, от сочувствия – к переживанию за близкого, от восхищения – до влюбленности. И неважно, верит ли зритель в Зеленого Кота или ожившие книги. Он верит актеру. И если поверил, то какая разница, сколько лет выступающему на сцене.

Открыл фестиваль актер театра и кино Ярослав Жалнин, знакомый в Гагарине по роли Гагарина и по роли наставника маленьких артистов студии «Юнона». Вот такой каламбур. И им воспользовались не только мы. Словно подтверждая незыблемость классики, не сговариваясь, 7 коллективов из Ярцева, Десногорска, Смоленска и Гагарина выбрали для постановки русские народные сказки и произведения советских поэтов и писателей – любимцев детворы, начиная с беззубого возраста: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Григорий Остер.

Жюри в этом году (как, впрочем, и в предыдущем) было несказанно трудно. Театральные коллективы разнились как оттенок цветов яблони во всем мире. Оригинальный ход, стилизованные костюмы и предметы декорации, грамотное музыкальное оформление, игра света эффектно применялись режиссерами. Но главный настрой маленьких артистов состоял в игре по-настоящему: чтобы зритель поверил.

Resize of Петр Коврижных_Галина Боб

В составе жюри второго Театрального фестиваля «Давай, удивляй!»: актеры театра и кино Петр Коврижных и Галина Боб , начальник отдела по культуре Ольга Брехова.

«Теремок». Младшая группа театральной студии «Юнона» представила русскую народную сказку «Теремок». Мышки-подружки, Волчки-«ботаники», Лисички-модели, Лягушка, поразившая всех своим тембром и почти натуральным «кваканьем», Медведь, который не хотел быть косолапым, о чем ему периодически напоминал Рассказчик. Сценарный ход – по тексту, ход по сцене и под нею – по сценарию, аплодисменты – по совместному желанию.

«Козленок, который умел считать до 10» автора Альфа Прейсна. Одноименный мультфильм – классика всех времен и народов. Переиграть его сложно, но маленькие артисты из ярцевского Народного театра «На Ольховской» выложились на все 100.

Resize of IMG_6039

 Если учесть, что они были как раз того возраста, когда учат счету. Закончилось выступление быстро, кто-то из зрителей тихо «зашуршал»: «Вот всегда так: только станет интересно – и финал!»

«Вредные советы» Григория Остера – одно из любимых, но сложных в исполнении произведений. Театральная студия «Зеленый кот» из Смоленска выдала зрителю содержимое «книги для непослушных детей и их родителей» на одном дыхании, чему эффектно помогли одинаковое облачение в черные футболки с ярко-зеленой надписью названия студии, зеленые подушки многофункционального применения и приглушенное освещение. Все внимание было сфокусировано на маленьких актерах, каждый из которых вел свою роль, не забывая очередность, интонационную насыщенность и выразительность движений.

«Не женщины придумали войну» – мини-театрализация по мотивам С.Алексеевич «У войны не женское лицо». Подростки ярцевского Народного театра «Зеркало» сыграли как профессиональные актеры: через детское сердце тяжелые события войны, любовь и подвиг воспринимались зрителем во сто крат ярче и пронзительнее.

«Царь Пузан». Произведения Корнея Чуковского заворожили артистов Библиотечного театра «Книга на сцене», приехавших из Десногорска.

Resize of IMG_6116

Сказка о пухленьком, но вполне безобидном монархе, который отличается добрым большим сердцем, предстала глобально и высокопрофессионально. Этому помогла «озвучка» каждого движения артистами «второго плана», сидевшими в первом ряду. Стул превращался в пещеру и коня, кашне – в платок, скалу, одеяло, пантомима превзошла все ожидания зрителя, а девятилетний артист, сыгравший Царя (с ним мы встретимся чуть позже), «держал» зал на протяжении всего спектакля, несмотря на то, что все артисты Библиотечного театра – более старшего возраста.

«А зори здесь тихие…» Отрывок из финальной части повести смоленского писателя Бориса Васильева сыграла Диана Шапеко (Гагарин).

Resize of IMG_6119

Это был моноспектакль. И это огонь чувств, зажженных в каждом зрителе. Это опустошение, откровение, прозрение. Незабываемо!

«Муха-Цокотуха». Динамику десногорских артистов узнали с первых минут: спектакль по детской сказке в стихах Корнея Чуковского представил Детский театр «Гном». Отчетливый ритм строк, атрибут в роли явлений, с ходу узнаваемые персонажи при отсутствии костюмов. Дедушке Корнею понравилось бы!

«Кошкин дом». Самуил Маршак, наверное, и представить не мог, как герои его сказки могут быть узнаваемы при помощи одного атрибута или действия! В этом и кроется талант режиссера в работе с детьми: воплотить смысл роли в простом действе, но выразительной игрой. Самый богатый костюм не смог бы заменить подмеченных и обнародованных «примет» Кошки или Курицы-домоседки, Козла с геранью или напыщенного Петуха. Растущий талант артистов средней группы театральной студии «Юнона» из Гагарина задействовал, казалось, всех в зале, а зритель был не против.

Resize of IMG_6212

В финале Ярослав Жалнин пригласил жюри и юных артистов на сцену. Церемония награждения приобрела неожиданный формат, отчего придала фестивалю еще больше оригинальности.

– Номинация «Лучший ансамбль» вручена за спектакль «Муха-Цокотуха» (Десногорск).

– «Лучшим спектаклем» названа мини-театрализация «Не женщины придумали войну» (Ярцево).

– Приз зрительских симпатий отдан Народному театру «На Ольховской» (Ярцево) и театральной студии «Юнона» (Гагарин).

– «Лучшее музыкальное оформление» было у театральной студии «Зеленый кот» (Смоленск). Как пояснил Петр Коврижных, лейтмотив звучал на протяжении всего спектакля, что наиболее грамотно.

– «Лучшая мужская роль» – Царь Пузан в исполнении Антона Гороничева.

– «Лучшая женская роль» присуждена самой маленькой артистке – Диане Поповой во «Вредных советах» театральной студии «Зеленый кот» (Смоленск).

– «Лучшая роль второго плана» отдана Антону Бубнову за роль Великана Ермолая (Библиотечный театр «Книга на сцене» (Десногорск).

– Отдельного диплома за участие удостоена Диана Шапеко (Гагарин).

Второй театральный фестиваль «Давай, удивляй!» в Гагарине сделал смелый шаг к возрождению добрых театральных традиций.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Победителями персональных номинаций – «Лучшая мужская роль» и «Лучшая роль второго плана» – стали юные артисты из Десногорска Антон Гороничев (9 лет) и Антон Бубнов (16 лет). Столь профессиональной игры в таком юном возрасте видеть еще не приходилось, поэтому свободный микрофон был с радостью предоставлен тезкам. Слово – Антону Гороничеву (роль Царя Пузана).

Resize of Антон Гороничев

– Обе персональные награды уехали в Десногорск. Вы покорили зрителя! Как долго вы играете на сцене?

– Я занимаюсь в театре с детства и уже четыре с половиной года.

– Твоя любимая роль?

– Ах, да, Баба Яга. В спектакле «Проделки маленькой Бабы Яги». Получил большое впечатление, что сыграл в этом спектакле на сцене.

– Ты очень хорошо входишь в образ и ведешь линию главного героя на протяжении всего спектакля. Что тебе помогает держать в памяти слова, мини-сценки?

– Когда я репетирую, то рисую воображаемые рисунки, картинки. Квадратиками разделяю мои сцены. Потом, во время спектакля, просто прокручиваю их в голове.

– У Чуковского богатые тексты! Легко заучивались?

– Да. Я знаю, что Чуковский ненавидел все слова, например, «круто-клёво-классно». Он называл их «заплесневелыми штампами».

– В филологии копаешься?

– Не совсем, но задумался. Из-за «лишних» слов пропадают прекрасные слова.

Наши вопросы – Антону Бубнову (роль Великана Ермолая).

Resize of Антон Бубнов

– Что тебя привело в театр?

– Наверное, поиск чего-то нового, открытие в себе новых возможностей, способностей, проверить себя, что ли. Попытаться найти то занятие, которым буду с радостью увлечен всю жизнь. Надеюсь.

– Ты хочешь играть в театре?

– Стремлюсь. Но понимаю с каждым годом: без сцены не могу. Люблю ее.

– Сцены каких городов, стран вы покорили?

– Недавно в Астрахань ездили и тоже получили «лучшие мужские роли». И тоже оба. На международном уровне выступали: в Швеции были, Финляндии, Латвии. В этом году летом предполагаем выступить в Греции.

– В ваших спектаклях один предмет столько ролей играет! Кашне как одеяло, как скала…

– Чаще придумывает актер. Но итог спектакля – наша общая работа.



Гагарин№24 от 16.06.2017