Театра суть: то смех, то слезы…
Игра иль жизнь – не разобрать.
Безумство, страсть, мечты и грезы —
Актеру все дано сыграть.
Жаль, но в нашем городе нет театра. Такого, чтоб как у Пушкина в «Евгении Онегине» : «…ложи блещут, партер и кресла – все кипит…» Такого, чтобы можно было в выходной день, или просто, когда грустно, ознакомиться с театральной афишей, выбрать постановку и прожить вечер, уносясь, благодаря фантазии автора и мастерству актеров, в другой мир, в другое время, в иную жизнь. И задуматься. И стать немного лучше, немного выше, немного искреннее.
Да, театра нет, а вот людей, любящих театр, — много. И именно для них, влюбленных в живое, трепетное слово, в саму творческую атмосферу, необъяснимо таинственную, в Десногорске состоялся театральный праздник – иначе и не назовешь. И подарили нам этот праздник студенты 4 курса Московского государственного института культуры, которые представили на суд зрителя две постановки.
Хотелось бы немного рассказать о каждой.
«Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя.
«У Гоголя нет более трагичной повести, чем эти «Записки», читая которые нельзя, однако, удержаться от смеха. Самая грустная и романтическая мысль развита в них с таким юмором и так реально, с таким беспощадным глумлением над человеческим рассудком, что за этим сарказмом на первых порах можно просмотреть трагический пафос рассказа». Так отозвался о «Записках» П.А. Котляревский. Но видеть, читая – это одно, а попробовать перенести на сцену Гоголя, с его вечным переплетением комического и трагического – совсем другое. И еще одна сложность: актер на сцене один. Нет партнеров, на которых иногда можно перевести внимание зрителя. Нужно держать нерв театральной постановки до конца.
И молодому актеру, нашему земляку, воспитаннику театральной студии «Гном» Владу Новосельцеву это удалось. Перед зрителем развернулась невероятно правдивая и трагическая история сумасшествия несчастного титулярного советника Поприщина. Трудно выделить самые сильные сцены этого спектакля – все были невероятно хороши и занимательны. И рассказ героя о влюбленности в генеральскую дочь, и его надежды на взаимность, и «подслушанная» переписка собак. Было смешно – и действительно, не сразу публика уловила стершуюся грань между реальностью и безумием. «Маленький человек» даже с ума сходил смешно, без пафоса, без страшных гримас, без заламывания рук и истеричных рыданий. Просто незаметно из титулярного советника вырос испанский король, Фердинанд XVIII. Да, вот так просто. И зрители продолжали смеяться, только уже не так уверенно, вопросительно, и замолкали в сценах, где бедный Поприщин рассказывал о том, как его бьют палкой. Становилось жутко и больно, ведь человек не виноват в своем безумии. Его мечта, точнее, разлад мечты и реальности довели его до сумасшествия. И кульминация спектакля – «тихий крик» о помощи, обращенный главным героем к матери, — вызвал у зрителей противоположные эмоции. Этот монолог был настолько выразителен, полон такого внутреннего трагизма и надрыва, что удержаться от слез было неимоверно сложно. Да публика и не стеснялась в выражении чувств – смеялась и плакала, аплодировала и замирала в тишине.
Это действительно был фантастический, невероятный Гоголь. Это была классика, пробуждающая в зрителе самые лучшие эмоции.
Приятно, что «Записки сумасшедшего» были поставлены молодым, но безумно талантливым режиссером Игорем Нестеровым специально для Влада Новосельцева. Режиссер сумел разглядеть в начинающем актере не только его желание – играть (кто бы из студентов кафедры актерского мастерства отказался бы от такого предложения!), а именно эту скрытую внутреннюю силу и умение мгновенно перевоплощаться, ведя и увлекая за собой зрителя.
«Эмигранты» Славомира Мрожека. Театр абсурда.
На сцене две настолько противоположные друг другу личности, которые трудно представить даже нечаянно и ненадолго встретившимися. А судьба (и воля автора, конечно) свела их надолго.
Но обо всем по порядку. В пьесе два главных героя. У них нет имен, у них нет национальности, даже не очень понятно, какое время описано в пьесе. У меня создалось ощущение безвременья. Ведь события, о которых идет речь, могли быть и в начале 20-го века, и в 30-е годы, и в 60-е, и сейчас – когда угодно! Важно, что герои пьесы – эмигранты. И этот спектакль – о тех, кто так и остался беженцем, не найдя себя в чужом мире, поняв, что от себя не убежать.
Действие происходит в какой-то стране, под Новый год, в грязном, темном подвале. Интеллигент, политический эмигрант, и скупой, прижимистый крестьянин, приехавший подзаработать денег на постройку своего дома, ведут между собой диалог о свободе и рабстве. Две противоположности, два мира сталкиваются и пытаются существовать вместе, так и не найдя точек соприкосновения. Интеллигент презирает крестьянина, считая его рабом денег. Тот, в свою очередь, ненавидит интеллигента, считая его болтуном и лентяем. Он по-детски наивен, хотя считает себя великим хитрецом, пряча накопленные деньги в игрушке. Он живет обычными мечтами – вернуться домой и построить дом, ведь «жизнь – там, где дом», и не подозревает, что стал объектом наблюдения, надеждой на осуществление мечты интеллигента – написать самую правильную книгу о рабстве и свободе.
Пьеса не проста для постановки – в ней нет действия. Тем значительней и интересней игра актеров, ведь каждый создает свою личность и свой мир, увлекая зрителей и вовлекая их в вечный спор.
Название полностью отображает суть пьесы — герои — эмигранты не только в чужой стране, но и в себе. Они словно вечные гости, так и не сумевшие найти свой дом. Кульминация спектакля — уничтожение спрятанных денег и писательских трудов, что является олицетворением свободы, омрачается последующей безысходностью положения. Уничтожив то, ради чего жили, герои остались у «разбитого корыта».
Поэтому так остро, так пронзительно звучит заключительный монолог героя-интеллигента. Убивая свой труд, он убивает и мечту, за осуществлением которой рвался в чужую страну.
Еще хотелось бы добавить, что эта постановка – полностью студенческая. И режиссеры, и актеры, и мастера по свету, звуку – дело студенческих рук! И не пророчу, и не знаю, как сложится актерская их судьба, но то, что ребята талантливы без меры, — не отнять. И как признание мастерства – аплодисменты и восторженные отклики зрителей.
И еще один спектакль, мимо которого невозможно пройти, был показан 1 июня, в День защиты детей.
Детский театр «Гном» играет Чуковского. Две сказки. Об одной мы знаем всё. О другой – ничего. Не верите? Думаете, что всё знаете о Чуковском? Безусловно, целые поколения воспитывались на его веселых и озорных стихах. Кто из нас не знает «Муху-цокотуху»? Кто в детстве ни ужасался, читая историю про злобного Бармалея, кто ни желал больше всего на свете, чтобы доктор Айболит со своими друзьями победил коварного пирата? Кто ни повторял вслед за автором: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять…»? И «Тараканище», и «Краденое солнце» — всё знаем, всё читали. И всё-таки не всё.
Сказка первая, незнакомая. «Царь-пузан». Не слышали? Вот и я удивилась тому, что нигде не встречала этого названия. Эта сказка была написана в 1917 году для «собственных детей» и игралась в домашнем театре.
Как и все сказки Чуковского, она наполнена добротой, светлой грустью и немного иронией, чтобы и взрослым читать было интересно.
Сюжет прост – добрый царь по имени Пузан спасает свой народ от великана, появившегося в его царстве. Но не убивает его: излечивает от болезни и принимает к себе на службу, попутно избавляясь от уродливого пуза, которое смешило его подданных.
Интересно было наблюдать за игрой юных актеров, которые и не играли даже, а тут же, на сцене перевоплощались в своих героев с помощью минимальных атрибутов. Рюкзак на живот – и перед зрителем пузан на тонких ножках, платок на голову, стул, как пьедестал – и готов образ великана. Всё просто и всё продумано до мелочей. Озвучка, которую делали сами ребята. Они же зрители и одновременно массовка – невозможно было предугадать, что придумано для постановки сказки.
Сказка вторая – «Муха-цокотуха» тоже поразила своим неординарным решением. Не было привычных сказочных костюмов, и все-таки перед публикой мелькали и блошки, и кузнечики, и страшный, ужасный паук, и отважный комарик. И дети в зале уже не замечали, что у комарика нет крыльев – они завороженно следили за игрой юных актеров, смеялись от души и хлопали в ладоши, когда им нравилось увиденное. А взрослые снова и снова вслушивались в знакомый текст и поражались простоте стихов великого сказочника Корнея Чуковского.
Талант детского театра «Гном» по достоинству оценили и на втором ежегодном фестивале «Давай удивляй!», который прошел 2 июня в г. Гагарин, куда ребята возили эти сказки. Детский театр «Гном» стал лучшим в номинации «лучший ансамбль».
Антон Гороничев — лучшая мужская роль фестиваля.
Антон Бубнов- лучшая мужская роль 2 плана.
Поздравляем ребят и их режиссера Данию Макарову с блестящей победой!
№24 от 07.06.2017