«Лишь слову жизнь дана» — так называется городской конкурс детского литературного творчества, по итогам которого вскоре появится сборник замечательных произведений юных талантов Десногорска. Отныне конкурс станет творческой площадкой, которая доступна любому автору со школьной скамьи. Здесь в полной мере детям предоставлено право сказать своё слово, выразить своё «я».
Работы оценивались по седующим критериям: соответствие выбранной теме, полнота раскрытия темы; точность, ясность и логика изложения материала; уровень знаний автора, его кругозор; соответствие выбранному жанру; талантливость, индивидуальность, самобытность художественного слова; эмоциональность и выразительность произведения. Конкурс направлен на повышение престижа детского литературного творчества, воспитание детей и подростков в традициях русскоязычной культуры. Жюри отметило порядка тридцати творческих работ, которым присуждены призовые места.
Самыми востребованными номинациями для участников конкурса стали: «Волшебная сказка» (сказка), «Есть ли место возвышенному в современной литературе» (эссе), «Осень. Зима. Весна. Лето. Четыре настроения года» (картинки в прозе и стихах), «Все начинается с любви…» (размышления о любовной лирике любимых поэтов), «Мой портрет на фоне времени (эссе), «Семейный вечер», «Социальная сеть: друг или враг?», «Будущее моего города. Каким я его вижу?», «Нужно ли современной молодежи посещать библиотеки», «Что я предпочитаю: бумажную или электронную книгу. Почему?»
Итоги конкурса выявили не только старание и таланты юных горожан, но и показали, насколько значима многолетняя работа детских литературных объединений города, библиотекарей и педагогов, воспитывающих хороший вкус, внимание к художественному слову у учащихся. Лучшими в этом творческом соревновании стали:
Агеева Екатерина Петровна 5 класс, МБОУ «СШ № 2»
Алхимова Ева Сергеевна 5 класс, МБОУ «СШ № 2» Анохина Юлия Сергеевна 10 класс, МБОУ «СШ № 1» Богруденко Дарья 8 класс, МБОУ «СШ № 3» Боровкова Кристина Андреевна 11 класс, МБОУ «СШ№ 4» Голышева Ксения Сергеевна 7 класс, МБОУ «СШ № 2» Гребенюк Роман Викторович 11 класс, МБОУ «СШ № 4» Ефименко Эльдар 7 класс, МБОУ «СШ № 3» Ефтикова Полина Романовна 7 класс, МБОУ «СШ № 2» Золотова Полина 7 класс, МБОУ «СШ № 3» Зюкова Юлия Андреевна 11 класс, МБОУ «СШ № 4» Козлова Вероника Алексеевна 5 класс, МБОУ «СШ № 1» Кондык Татьяна Владимировна 5 класс, МБОУ «СШ № 2» Костюкова Варвара Сергеевна 7 класс, МБОУ «СШ № 4» Макаганчук Алёна Александровна 6 класс, МБОУ «СШ № 4» Максимова Мария Александровна 8 класс, МБОУ «СШ № 4» Мишин Павел 10 класс, МБОУ «СШ № 3» Мишкина Ксения 6 класс, МБОУ «СШ №3» Нерослова Александра Владимировна 6 класс, МБОУ «СШ № 4» Плаксина София Сергеевна 6 класс, МБОУ «СШ № 4» Прокопова Анастасия Сергеевна 6 класс, МБОУ «СШ № 1» Родина Кристина Витальевна 5 класс, МБОУ «СШ № 1» Саможенова Дарья 5 класс, МБОУ «СШ № 3» Тарасова Софья Андреевна 8 класс, МБОУ «СШ № 2» Хардина Дарья Андреевна 5 класс, МБОУ «СШ № 1» Чухлебова Ольга Эдуардовна 8 класс, МБОУ «СШ № 2» Шамолова Карина Джасуровна 9 класс, МБОУ «СШ № 2» Шупта Валерия 5 класс, МБОУ «СШ № 3» |
Детское литературное творчество – вещь штучная, — считают организаторы конкурса. — Основной задачей развития литературного навыка у детей и подростков является развитие неповторимой личности каждого ребёнка. И стихия родного языка для этого – мощнейшее средство. Ясность мышления, умение чётко и грамотно изъясняться, логика, воображение, – всё это дарит только практическая работа со словом. С её помощью дети учатся общаться, понимать и чувствовать красоту родного языка, становятся, наконец, «квалифицированными читателями». Не “натаскать” на формальные навыки, а окунуть в высокую атмосферу творчества и сотворчества – вот основная цель развития детского литературного таланта.
Члены жюри акцентировали внимание педагогов и учащихся на том, что первые произведения надо писать только об увиденном и пережитом. Работа со словом заключается не в том, чтобы выразиться сложнее. Задача слова – изобразить мир точно, а не украсить или усложнить его. А задача писателя, поэта – найти, понять и почувствовать то, что достойно изображения и важно для каждого человека.
В этот день, 4 мая, на сцене Дома детского творчества шла не просто читка своих произведений, это был настоящий фестиваль слова с элементами театра. Замечательно, что и ребята из театра «Гном» под руководством Дании Макаровой приняли в этом действе самое активное участие, представив на суд зрителей свое видение известных произведений и яркие жизненные зарисовки.
Приобщая ребёнка к творчеству, мы не просто открываем ему мир информации, — уверены учителя, подготовившие конкурсантов. — Одновременно идет кропотливая работа по защите души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца, способствующая самореализации личности, повышению её жизнестойкости. Мы нуждаемся не в бездушных прагматиках, а в личностях мечтающих, дерзающих, творящих, вдохновлённых и озарённых. Поэтому перед взрослыми стоят нелегкие, но очень важные задачи — не пропустить тот прекрасный момент, когда дети пытаются создать свои первые произведения, помочь маленьким гениям развить свой бесценный талант и донести его до других.
Когда читаешь детские стихи, рассказы, сказки, удивляешься, как столь наивная форма может содержать очень мудрую суть. Детское творчество напоминает колодец: чистая вода и бесконечная глубина. Знаете, как набирается вода в колодце? Достаточно пройти дождю: чем чаще и обильнее он, тем лучше становится вода. Представляется, что вода – это забота и усердие родителей, учителей которые берут на себя величайшую ответственность за душу ребенка. За душу ещё одного человека, который пришёл в наш мир. А ведь душа и литературное творчество неразрывно связаны между собой. Именно такого рода творчество позволяет обогатить духовный мир, расширить его рамки и взрастить внутри него прекрасный и благоухающий цветок…
P. S: Заслуженно отмечая положительные результаты развития детского литературного творчества, не будем забывать негативные явления в гуманитарном образовании. Учителя давно бьют тревогу. Сложившаяся ситуация: «дети – в телефонах, педагоги – в бумагах, а воспитанием занимается интернет» – даёт свои печальные плоды. Это резкое снижение интереса подрастающего поколения к чтению и литературному творчеству. Очень непросто привить хороший литературный вкус молодому человеку, потребности которого находятся под влиянием многочисленных явлений массовой культуры, чтением книг-однодневок, не оставляющих ничего в духовном багаже. Огромным помощником в разрешении этой проблемы становятся инициативы, подобные конкурсу «Лишь слову жизнь дана». Спасибо всем, кто оказался причастен к этому уникальному городскому событию. Пусть это станет еще одной нашей доброй традицией.
№20 от 10.05.2017