Мы начинаем серию репортажей о поисковых отрядах, участвующих в стартовавшей 27 апреля на ярцевской земле, Международной «Вахте Памяти — 2017»
У каждого из погибших солдат свое время вернуться
Два ярцевских поисковых отряда «Рядовой» и «Восток» разбили свои лагеря рядом. Палаточный городок с одной стороны граничит с дорогой, с другой примыкает к кромке леса. Погода 27 апреля выдалась, что называется, нелетной. Весь день лил дождь, было холодно и сыро. О какой-либо работе в таких условиях не могло идти и речи. Около десяти поисковиков кучковались под тентом, натянутым между берез, где пили чай, перекусывали и беседовали о жизни. Другие находились в штабной палатке и готовились к торжественному построению в честь открытия «Вахты Памяти – 2017».
Среди шести поисковых отрядов, дислоцирующихся в Ярцевском районе, «Рядовой» считается самым молодым, как по возрасту его участников, так и по дате создания. Образовался он около пяти лет назад, и сейчас в составе отряда насчитывается 15 человек и девять из них – несовершеннолетние подростки.
— Нас было семнадцать, но в настоящее время Илья Кретинин и Михаил Шальнов несут службу в рядах Российской Армии, — привел временные потери командир отряда «Рядовой» Владимир Цыганов. – Ребята пишут, что после демобилизации вернутся в наш строй и продолжат начатое дело.
А работы в отряде, действительно, хватает. По словам Владимира Афанасьевича, поисковый сезон «Рядовой» начал в марте. Еще лежал снег, а они уже выезжали на места бывших сражений. Район поиска находился между деревнями Михейково и Скачково. Именно на этих высотах летом 1941 года группа войск под командованием генерал-майора Рокоссовского длительное время держала оборону, преградив фашистским дивизиям путь на Москву. С марта по апрель поисковики подняли останки трех бойцов Красной Армии.
— Прибор «почувствовал» металл. Как потом выяснилось, среагировал он на каску, — рассказал один из эпизодов Владимир Цыганов. – Когда начали копать, стало понятно, что это воронка от бомбы или снаряда. Получается, что наш солдат пролежал в ней более семидесяти лет. Установить имя защитника не удалось. Нашли только его каску, саперную лопату, противогаз.
В настоящее время на счету отрядов «Рядовой» и «Восток» более двухсот поднятых бойцов и командиров, погибших на ярцевской земле в годы Великой Отечественной войны. Около двадцати защитников Родины вернулись из неизвестности, их имена были установлены, а останки переданы родственникам.
В период работы международной «Вахты Памяти – 2017» отрядами «Рядовой» и «Восток» запланировано обследовать территорию в районе бывшей деревни Кузьмино, которая находилась недалеко от Капыревщины.
— К сезону мы готовимся заранее: изучаем карты боевых действий, используем информацию из архивов Министерства обороны, знакомимся с боевыми донесениями, поступавшими в тот период из воинских частей, воевавших на этом направлении, — рассказывает командир «Рядового». – Удалось выяснить, что под Кузьмином наши части совершили летом 41-го прорыв. Фашистов откинули на 5-7 километров. К сожалению, успех оказался кратковременным. Противник опомнился и задействовал всю мощь артиллерии, вызвал авиацию. Наши войска понесли огромные потери. Старожилы говорили, что спустя несколько лет после войны поля в тех местах были белые от останков. Четыре года назад мы работали в той окрестности и подняли более сорока бойцов. Сейчас там в честь погибших установлен небольшой обелиск. Завтра, если позволят погодные условия, мы снова вернемся под Кузьмино.
Многие задают вопрос: что же заставляет поисковиков идти в леса, ползать по полям, жить в условиях, далеких от нормальных, переносить холод и жару, находиться в окружении комаров и мошек?
— Поисковая работа – это наш образ жизни, и я считаю своим долгом продолжать ее, пока есть силы, — высказал точку зрения многих бойцов командир отряда. – У меня дед пропал без вести, а дядя и его сын погибли. Отец Афанасий Александрович, 1922-го года рождения, прошел всю войну. Его призвали в 1941-м, но на фронт он попал не сразу, а только в 1942-м году, после окончания ускоренных офицерских курсов, которые называли «Выстрел». Отец дошел до Кенигсберга, но на этом его война не закончилась. Он принимал участие в разгроме Японии и вернулся домой в звании майора после ее капитуляции.
Считаю святым делом возвращать Родине героев, отдавших свои жизни за ее независимость. Павшие солдаты должны обрести честь и покой. И каждый из них будет найден если не сегодня, так завтра. Просто у каждого из них свое время вернуться. Наша цель – возвратить этих солдат и захоронить с почестями. Это нужно не мертвым, это нужно живым.
№18 от 04.05.2017