Великая Отечественная война. В этой страшной и кровопролитной войне наша страна собрала самую кровавую жатву, погибло почти 27 миллионов человек. Более 10 миллионов — это солдаты, офицеры, матросы, те, кто на передовой защищал нашу страну и наше с вами будущее. К сожалению, каждый третий из них кто погиб так и остался неизвестным. Это значит, что в каждой третей семье нашей страны так и не узнали где и когда, при каких обстоятельствах погиб их отец, брат, сын, дочь. Через много лет после Победы нашлись люди беспокойные, отважные, отчаянные, которые хотят вернуть по возможности эти имена из небытия. Вернуть эти имена нам с вами. Чтобы не было безымянных могил. Это члены поисковых отрядов. Не так давно завершился весенний поисковый выход десногорского отряда «За Родину», отметившего в этом году свое пятилетие, это самый молодой отряд атомграда. Руководитель отряда Сергей Гавриленко уверен: «Неизвестный солдат проявил не меньше героизма, чем тот, кто вернулся с войны. Но о нем ничего не знают. Работа нашего и других поисковых отрядов помогает восстановить эту историческую несправедливость. У каждого свой солдат… они нас ждут и поэтому в поиск надо идти с добрыми мыслями, чистой душой и открытым сердцем!»
«Ну вот и всё. Земля на грудь уже не давит.
Теперь могу я прокричать родне
Меня нашли! Вам скоро весточку доставят
О «без вести пропавшем» на войне.
Меня нашли, родной, искать уже не нужно
Уже прочтён мой смертный медальон
Они пришли за мной — отряд неравнодушных
Ах сколько раз я видел этот сон…»
По заданию редакции 24 апреля я отправился в Ельнинский район Смоленской области, где велись поисковые работы с целью выяснения мест захоронений погибших воинов и восстановления хронологии военных событий. Организатором этой поездки стало руководство «Смоленскатомтехэнерго» — организации, коллектив которой отличается неравнодушной жизненной позицией и внимательным отношением к традициям и истории Смоленского региона.
Погода во второй половине дня была неустойчивой и ветреной, срывался то дождь, то снег с градом. Наконец-то прибыли в Ельню. Далее путь лежал к деревне Митино Рождественского сельского поселения. Она находится в восьми километрах к северо-западу от центра Ельни (в юго-восточной части нашей области).
Вот прибыли в лагерь поисковиков, расположенный в перелеске – палаточный бивуак. Костровая-повар Галина предложила отведать ароматные блюда полевой кухни. Но нужно идти.
Дальше вынуждены отправиться пешком, впереди ждало настоящее бездорожье и небольшая водная преграда – Митинский ручей. В 14.30 прибыли на место. Здесь бойцы десногорского отряда «За Родину» и сыктывкарского отряда «Победа» (командир Андрей Игоревич Лызлов) уже приступили к исследованию каждого кусочка земли, поднятых на месте раскопа.
Наблюдая за кропотливой работой ребят, я не переставал восхищаться ими — здесь патриотизм и благородство проявляются не на слове, а на деле.
Ребята работали в глубине раскопа, по колено в воде, и она старалась быстро заполнить полость. Показались останки. Опытные поисковики определили – берцовые кости. Работают дальше, внимательно исследуя все сохраненное землей. Моют находки талой водой и складывают на заранее подготовленное место. Хорошие знания анатомии человека позволяют делать им порой неожиданные выводы.
Вот раздался голос командира отряда «За Родину» Сергея Гавриленко: «Солдат в вере пошел!»
Как оказалось, эта фраза у поисковиков означает, что положение бойца во время гибели было вертикальным. При более внимательном рассмотрении останков обнаружились четыре берцовых кости – значит, здесь два бойца!
Погода, словно поняв ответственность момента, улучшилась, выглянуло солнышко. В это время поисковики из отряда «Победа» изучали местность с металлоискателем, где попадались множественные осколки от снарядов. Земля здесь нашпигована железом…
Яростные бои велись за эту высоту, где располагалась небольшая деревенька Митино. Она находилась в 5 км от дороги Рославль-Сафоново и в 7 км от ж/д станции, позволявшей выйти на направление Смоленск-Сухиничи.
Но вернемся к поисковикам. Взоры всех присутствующих были прикованы к этому небольшому кусочку смоленской земли. Да, обнаружились останки двух бойцов Красной Армии и каска с отверстием в центре. Еще радостной вестью стала находка знака «Гвардия». Его бережно очистили от глины. Знак этот оказался особенным, такие относят к числу первых, они крепятся на штифт и гаечку (а не булавочного типа). Это удача. В поисковой работе это позволяет определить время действия боев – предположительно в марте 1943 года в ходе Ельнинско-Дорогобужской операции, в результате которой 68-й Армией, входившей в состав Западного фронта, окончательно освобождена многострадальная д. Митино, а также отброшена группа фашистских армий «Центр».
Вернемся к бойцу, носившему знак воинской доблести «Гвардия». Знак был учрежден 21 мая 1942 года. Значит, погиб наш боец в зимний период 1943 года. На месте обнаружения нашлась и пожелтевшая шинель (зимняя форма одежды), вернее все, что от нее осталось. Положение бойцов в земле ближе к вертикальному. Скорее всего, это была воронка от взрыва снаряда.
Противоречивые чувства метались в моей душе. С одной стороны явно ощущалась горечь потери наших солдат, с другой – радость от того, что их нашли. А на весеннем выходе 24 апреля поисковикам отряда «За Родину» удалось поднять шесть бойцов, также было обнаружено два пустых медальона.
Здорово, что третий год подряд с десногорцами сотрудничают их «коллеги» по призванию – поисковики из Сыктывкара: Лызлов Андрей Игоревич, Давыдов Борис Викторович, Шелепень Сергей Эдуардович, Меденко Елена Николаевна. У этих отрядов уже много общих традиций.
День близился к исходу. Заместитель директора СМАТЭ по общим вопросам Денис Юрьевич Васькин, возглавлявший нашу делегацию, вручил ребятам гостинцы, а его коллега Вячеслав Иванов запечатлел все важные моменты на фотоаппарат; телеоператор «Десна-ТВ» Александр Дорофеев, командированный на это ответственное и непростое задание, зафиксировал все события дня на видеокамеру. В таком составе десант из Десногорска возвращался в лагерь поисковиков. Но война и здесь напомнила о себе. Двигаясь по топкому полю, обнаружили мину, которую земля выдвинула из своих тайников, метров через сто лежал неразорвавшийся снаряд. Сообщили об их местоположении поисковикам.
…Лежат в земле под Митино воины, а самого населенного пункта уже нет. Число жителей уже в 2007 году уже составляло ноль человек. Много деревень исчезло на Смоленщине. До войны в нашей области было более миллиона жителей, а сейчас порядка 960 тысяч…
В лагере нам предложили подкрепиться. Меню: полевой суп и гречневая каша с тушенкой.
Распрощались.
Я рад, что мне удалось принять участие в этой поездке. Она еще раз напомнила всем участникам экспедиции о том, что Победа в Великой Отечественной войне досталась очень дорогой ценой и судьбы тысяч людей так и остались невыясненными… В нашей семье бережно хранится знак «Гвардия», полученный за освобождение Смоленщины гвардии ст. лейтенантом Рукосуевым Никифором Николаевичем – отцом моей жены. Но это уже другая, особая история. Желаю ребятам, увековечивающим память павших защитников Отечества выдержки, здоровья и упорства в достижении вашей главной цели – война не окончена, пока не похоронен последний солдат. Эта крылатая фраза, которую произнес великий русский полководец А.В.Суворов, сегодня является руководством к действию для тех, кто свою жизнь посвятил благородному поисковому движению. Для тех, кто занимается поиском мест захоронений воинов, отдавших свою жизнь ради нашей жизни, прах которых не предан земле с подобающими тому почестями.
P.S.: Спустя пару дней после нашего визита боец поискового отряда Дмитрий Парусов поднял двух бойцов с медальонами. Имена установлены. Еще один маленький, но важный вклад поисковиков в общую память о дедах и прадедах, в нашу Победу.
Владимир Королев
№19 от 03.05.2017