Порой один день может изменить всю жизнь человека. Случайно запавшее в душу слово или вроде бы незначительное событие в какую-то минуту вдруг становится знаковым. В случае с Андреем Ивановым таким поворотным моментом стала находка старой гитары… Это случилось в его детстве. Однажды они с младшим братом пошли гулять и у железнодорожных путей под откосом нашли гитару. Играть на ней тогда не умел ни один из мальчиков, но Андрей сразу понял, что этот инструмент – его. А вечером он уже давал свой первый концерт.
Семья Андрея родом из Рудни. Отец Владимир Парфенович работал художником-оформителем в городском Доме культуры, был творческим человеком. Мама Тамара Петровна работала в Госстрахе. Атмосфера искусства наполняла их дом: картины на стенах, постоянно звучащая музыка. Отец любил Высоцкого, и с раннего возраста Андрей слушал эти песни (особенно нравились песни-сказки и военные).
Сразу же после находки гитара стала важной частью жизни, ей была посвящена каждая свободная минутка. Хотелось научиться играть по-настоящему, а со школой искусств не складывалось. Было принято решение осваивать самоучитель, а потом нашелся и преподаватель музыки, оказавшийся совсем рядом. Свои первые уроки Андрей брал у соседа и старшего товарища Евгения Терещенкова, игравшего тогда в ансамбле «Ольшанка». Так постепенно и началось освоение инструмента. «Мне послал Господь гитару», – напишет он много позже.
Из музыкальных предпочтений того времени можно выделить репертуар одной группы. «Когда услышал «Машину времени», заразился этой музыкой», – рассказывает Андрей. Тогда она завораживала, любовь к ней остается и сейчас. «Это прекрасные недооцененные песни. Для меня они интереснее, чем у «Битлз», – говорит он. В старших классах сам начал писать музыку и слова песен. С друзьями ребята создали школьный ансамбль. Тем из них, кого уже нет, посвящена песня из его нового альбома «В Царстве Небесном».
Параллельно с музыкой Андрей увлекался спортом, но основным видом стала вольная борьба. Окончив школу, поступил в физинститут. Потом были служба в спортроте смоленской части ВВС, год преподавания в школе и смоленская таможня, где он работает и сейчас.
На втором курсе института женился на однокласснице, Антонине. Сейчас у них две дочери – школьница Маша и совсем взрослая Настя. Всю их семью можно назвать творческой. Маша увлечена танцами, ходит на занятия по вокалу, учится в музыкальной школе по классу фортепиано. Это же отделение окончила и старшая сестра. Вместе с дочерьми они выступают на концертах – Маша поет, а Настя играет на клавишах. Антонина же является «надежным тылом», а также художественным оформителем причесок и одежды «артистов».
И все это время, куда бы ни поворачивала его дорога, рядом была музыка. Андрей «придумывал ее всю жизнь». Еще в школе – задавали выучить стихи, – наигрывал, сочинял простенькую мелодию, и под нее легко запоминал любой текст…
К настоящему моменту он записал четыре диска, два из них – на слова Пушкина и Твардовского, остальные – полностью авторские. В названии каждого есть одно и то же слово. Первый диск «Один» предполагал, что остальные будут в своих наименованиях идти по порядку: «Два», «Три» и так далее. Но второй альбом был на стихи Пушкина с музыкой Андрея. «Так получился “Один на один”». Потом автор стал придерживаться этого принципа или, проще говоря, «фишки». И поэтому следующий полностью авторский диск получил название «Один из миллиона». Сейчас уже записан и ждет своего часа альбом «Один дома», где будут только песни под гитару, собираются песни для альбома «Один рок», который будет отличаться более колоритным звуком. В каждом из них есть и другие особенности. Например, посвящение поэту или музыканту – Высоцкому, Галичу, Пушкину…
Презентация нового альбома прошла в декабре-январе в Руднянской центральной библиотеке и в смоленском городском Центре культуры. Этому посвящена и радиопередача Евгения Самоедова с участием Андрея Иванова на «Радио России – Смоленск». «Один из миллиона» – диск о жизни, размышления о ней.
Чтобы представить человека искусства, важно понять, как создается его творчество. Поэтические строки не приходят просто так, они складываются из осмысления чувств, событий… Андрей рассказывает, что почти каждый день ездит в Смоленск на работу. Два часа ежедневных размышлений за рулем рождают его «ворчалки, пыхтелки, сопелки» (с отсылкой к Винни-Пуху) или «зарульные» песни, как называет их автор.
Однажды вот так на протяжении всей поездки он наблюдал весенний пал сухой травы на полях. «Все вокруг горит, и приходят строки: «Пахнут порохом ранней весною луга»… ну и пошло». А бывает и по-другому: «Звуки гитары соответствуют какому-то голосовому настроению. Так из нот появляются первые слова».
Работа над песней не останавливается и после, казалось бы, окончательного варианта, здесь и запись на диск – не точка. Часто переписываются слова, может меняться и мелодия. «Если я буду всем доволен – остановлюсь же», – замечает автор. Поэтому ему важно, когда слушатели делятся своим мнением: «Если звонят – я небезразличен».
Андрей выступает на концертах как районного, областного, так и всероссийского масштаба, его имя было не в одной конкурсной программе. Были и значимые результаты – наш автор трижды становился лауреатом конкурса авторской песни «Гринландия», был награжден памятной медалью Министерства культуры России «100-летие А.Т. Твардовского». Но, как признается он сам, во всем этом важны не победа и даже не участие, а знакомство с интересными людьми – «вот настоящая награда». Именно музыка познакомила нашего героя с Александром Черненковым, Александром Макаренковым, Евгением Самоедовым. Однажды на фестивале в Пушкинских горах произошла встреча с кумиром детства, автором-исполнителем Виктором Федоровым. А потом была не только встреча, но и совместная работа с народным артистом Сергеем Никоненко. «Эти минуты компенсируют очень многое, – отмечает он. – Если ты общаешься с такими людьми, ты растешь».
Постоянным показателем того, что песни Андрея нравятся слушателям, и даже больше – ценятся ими, становятся многочисленные положительные отзывы самых разных по возрасту и профессиям людей, а также… уроки по творчеству Пушкина и Твардовского в некоторых школах Смоленска и Москвы, во время которых звучат записи с его дисков. А вот поэзию Александра Трифоновича, как рассказывает автор, он полюбил только после начала работы над диском. Вот так развивалась эта цепочка событий.
В случае с нашим героем можно смело написать, что искусство становится жизнью. Мне запомнилась такая фраза Андрея: «Когда песня пишется – это счастье». Он говорит, что «играет» всегда, а если уезжает далеко, начинает скучать по гитаре. Одна минута находки на той детской прогулке помогла ему понять что-то очень важное о себе, что стало частью судьбы. И наверное, именно в этом мире – музыки – наиболее отчетливо может быть понято соотношение времени, где одна минута вдруг становится вечностью, а вечность – одной минутой…
Несколько блиц-вопросов:
– Самая значимая проблема в общественной жизни сегодня?
– Разобщенность.
– Если бы можно было выбирать, в какое время и в какой стране Вы хотели бы жить?
– Здесь и сейчас.
– Три дня в жизни, которые вспоминаются с радостью…
– Рождение детей, свадьба дочери.
– Закончите фразу: «Хорошая новость для меня – это…»
– Да много… Ну например, звонок: «Вы не могли бы приехать к нам с концертом?».
– Ваши литературные предпочтения…
– Люблю читать мемуары, исторические вещи, фантастику.
– Современные фильмы, которые произвели особенное впечатление…
– «Монах и бес» и «Единичка».
– Самый лучший совет, который вам дали в жизни, и кто это был?
– «Никогда не сдавайся». Отец.
№16 от 27.04.2017