Прошли те времена, когда государственная система образования гарантировала каждому желающему бесплатное обучение в высшем учебном заведении.
На сегодняшний день бюджетные места в вузах России есть, но их настолько мало, что воспользоваться этой возможностью могут далеко не все желающие. Кроме того, экономическая ситуация в России не позволяет многим тратить годы на просиживание в аудиториях, ведь в таком случае студент останется голодным и «раздетым».
Еще несколько лет назад проблема получения высшего образования в России была практически решена: каждый желающий мог получить соответствующий личным предпочтениям диплом. Но сегодня перед абитуриентами встает серьезный вопрос: как выбрать вуз, который не будет реорганизован по причине «неэффективности»? Ведь Минобрнауки в последние 2-3 года закрыл десятки вузов и филиалов вузов как частных, так и государственных.
До лета 2016 года молодые рославльчане могли получить «вышку», обучаясь в филиале Московского государственного индустриального университета (МГИУ) либо в филиале Московского психолого-социального университета (МПСУ). Но длинные руки Минобрнауки и Рособрнадзора добрались и до них.
Оба филиала были закрыты, студентам в пожарном порядке пришлось ломать голову, где и как продолжить обучение. Насколько это справедливо с точки зрения действующего законодательства, вопрос, конечно, интересный, требует отдельного изучения и, может быть, вмешательства компетентных органов.
В конце 2016 года на базе 720-го военного завода открылась базовая кафедра Брянского государственного технического университета. Не постигнет ли ее та же участь? МГИУ тоже был государственным вузом.
НЕОЖИДАННОЕ РЕШЕНИЕ МПСУ
Вынужденный сдать лицензию после неоправданных придирок Рособрнадзора Рославльский филиал МПСУ остановил прием и обучение студентов. Однако руководство головного университета не сидело сложа руки, искало и нашло выход из положения. Теперь прием документов в Рославле происходит именно в московский университет.
Из несомненных плюсов — увеличилось количество направлений, по которым можно получить высшее образование. Обучение проходит в дистанционном режиме. Те же заполненные аудитории в здании МПСУ на «кольце», те же шумные коридоры, только преподаватель не рядом стоит, а читает лекции с большого экрана монитора. Под оком бдительных камер практически невозможно проскользнуть незамеченным в класс. Во всяком случае, автор этих строк, пытавшийся это сделать, был остановлен строгим замечанием доктора наук с экрана: «Что тут делают посторонние?». Оказывается, студенты сдавали экзамен, и профессор справедливо посчитала «вторжение» журналиста в тот момент неуместным.
Впоследствии мне удалось побеседовать и с теми, и с другими. И обучающиеся, и преподаватели буквально в один голос отметили, что боялись «дистанционки». Боялись накладок, сложностей восприятия лекционного материала. Да и прежнее руководство Минобрнауки, мягко говоря, не жаловало заочное и дистанционное обучение, хотя во всем мире оно, наоборот, развивается. Однако опасения оказались напрасными.
В ходе беседы выяснился ряд интересных моментов. Материалы, предоставляемые учащимся дистанционной формы, являют собой новейшие и уникальные учебные курсы, которые отражают последние достижения в конкретной области знаний. Поэтому студент не сталкивается с отрывом полученного им образования от современной действительности и ставящихся перед ним практических задач. Кроме электронных текстовых материалов в процессе учебы применяются аудио- и видеоуроки, обучающие компьютерные программы.
Помимо самостоятельного изучения предлагаемых материалов занятия проходят также через вебинары. В отличие от заочной дистанционная форма обучения позволяет осуществлять гораздо более частый и продуктивный контакт с преподавательским составом, получать своевременные консультации – по электронной почте, скайпу, телефону. А на закрытых форумах сайта учащиеся могут общаться не только с преподавателями, но и друг с другом, принимать участие в онлайновых дискуссиях.
В общем, главное – качество, уровень преподавания. А он в МПСУ никогда не был низким. Единственный минус после закрытия филиала университета выразился в том, как сказала его директор Галина Тишкович, что «из стен университета ушла общественная жизнь. Если в расписании занятий раньше можно было выкроить день для внеаудиторных мероприятий, конкурсов, экскурсий, КВН, то сейчас такой возможности нет».
К сожалению, прошлогоднее «подвешенное» состояние МПСУ привело к тому, что из 395 студентов 40 покинули филиал. Некоторые, узнав об обнадеживающих изменениях, уже вернулись в родной вуз…
Источник «Рославльская правда»