Смоленский район

В апреле 1999 года редактор «Сельской правды» Александр Ульянов предложил мне временно исполнять обязанности ответственного секретаря газеты.  Я согласился и таким образом оказался  на несколько месяцев  за столом ответсека.

Работа мне была хорошо знакома. Вобщем-то дело несложное: нужно вычитывать материалы  сотрудников, составлять макет номера газеты и в типографии контролировать его верстку. В то время заместителем редактора была Светлана Новикова, корреспондентами Владимир Левин, Виктор Петров и Галина Чернега.

У каждого, как я вскоре  понял,  свой стиль, творческий почерк. Светлана Новикова освещала, в основном,работу учебных заведений. Писала гладко, вычитка её материалов  не представляла никакого труда – надо было, как говорится, лишь иногда поставить какую-нибудь случайно пропущенную запятую. Виктор Петров вел сельскохозяйственную тематику. Ежедневно в восемь утра он выезжал с сотрудниками районного Управления сельского хозяйства  на фермы или в поле и к обеду, по возвращении выдавал текст информационного характера. Аналитическими шедеврами Петров не баловал, но и хлопот мне, как ответсеку, его заметки не доставляли.

Владимир Левин освещал всевозможные районные совещания, заседания. Каждый его материал по размеру, как правило, требовал  не меньше половины газетной полосы, хотя чтобы раскрыть сущность мероприятия вполне достаточно было ста строк, в крайнем случае – не более двухсот: большой «кирпич» в газете осилит далеко не каждый читатель. Писал Левин  медленно,  долго, по несколько дней. Из его статей приходилось потом «выжимать воду», сокращая их в три раза.

 Поскольку В.Д. Левин считал себя (на основании пожилого возраста и опыта работы в газетах, на радио) метром журналистики, мои правки и сокращения статей журналиста раздражали, но возразить  против них по существу автору было нечего.

Многостраничные материалы Галины Чернеги с самого начала вызывали у меня восхищение тем, что они напоминали хитроумные ребусы –понять  их смысл было очень  трудно. Я попытался, было, их править, но это оказалось делом бесполезным, поскольку в длинных предложениях трудно было выделить  конкретную мысль. Несколько раз я деликатно давал Галине профессиональные советы, но в её распоряжении оказался железный контраргумент: «Я иначе не могу».

Пожалуй, она была права. Поняв это, я  придумал немудреный и вполне эффективный способ обработки ее материалов. Прочитав  очередную длинную-предлинную статью корреспондента, я откладывал её в сторону, брал чистый лист бумаги и  на  нем  коротко излагал содержание статьи. Текст получался раз в пять меньше авторского, зато  не требовал правки. Надо отдать должное автору,  она ни  разу не возмутилась моей правкой.

Составление макета доставляло мне головную боль. Дело в том, что в то время в газете почти не было иллюстраций. Отсутствовал и фотокорреспондент, но дело даже не в этом. Чтобы из обычного фото механизатора или сельского библиотекаря сделать в типографии металлическое клише требовалось время и деньги. Фото, как правило, использовалось для одного номера, оно могло просто-напросто устареть. Скажем, сев в хозяйстве уже закончился, а клише механизатора на посевной только изготовили.

Весь арсенал «картинок» состоял  из трех клише: на одном красовались три колоса, на другом – голова коровы, на  третьем – лодка на озере. Первую страницу я поочередно украшал клишинками с колосьями и коровой, четвертую –лодкой. Но нельзя же было бесконечно развлекать  ими читателей. Поэтому два-три номера газеты подряд порой выходили «слепыми» – без «картинок».

Верстка газеты в типографии представляла собой, с точки зрения нынешних цифровых  технологий, подлинное священнодействие. Каждую строчку текста сотрудник-линотипист на  специальной машине-линотипе отливал  из металла. Когда все строки  статьи были отлиты, верстальщик укладывал  их на металлическом листе, очерченном рамками по размеру газетной страницы. Так статья к статье формировалась газетная страница.

Нередко металлических строк оказывалось в материале меньше  или больше, чем было обозначено  на макете. Если меньше,  верстальщик увеличивал расстояния между строками с помощью специальных  пластинок-шпон. Если же строк не хватало, нужно было прямо в типографии дописывать статью на необходимое количество строк. Чтобы быстро   решать все эти вопросы, мне приходилось находиться рядом с верстальщиком до  конца верстки всех страниц.

В то время газета выходила три раза в неделю, в штате было 6-7 творческих сотрудников, включая редактора. Мне как ответственному секретарю, скучать не приходилось, и теперь есть что вспомнить.


смолрай№31 от 14.04.2017.


 

Вам также может понравиться

Извините. Данных пока нет.