Много у нас сейчас проводится всевозможных мероприятий, направленных как правило на развитие эрудиции школьников, углубление их познаний в сфере различных наук и прививающих чувство патриотизма. Уж о нем-то, патриотизме то бишь, не говорит сейчас только ленивый. Есть даже, причем, на госуровне, программа специальная – «Одаренные дети». Правда вот работает она в последнее время как-то специфически. Всего несколько лет назад дети, приезжающие из разных уголков Смоленщины на олимпиады и научно-практические конференции областного детско-юношеского Центра туризма, краеведения и спорта в течение нескольких дней имели насыщенную культурную программу, в том числе участвуя в обширных познавательных экскурсиях по нашему древнему и прекрасному Смоленску. Были масштабные торжественные церемонии открытия и закрытия мероприятий с вручением грамот и ценных подарков – красота! Лучшие из лучших могли даже бесплатно (за счет программы!) отправиться в столицу для участия в финале мероприятий, отстаивая честь своего региона. И надо сказать – достойно с этим справлялись, испытывая чувство гордости за свой родной край.
Теперь все по иному. Статью финансирования по «Одаренным детям» почему-то «перебросили» в… педуниверситет (вот уж где дети так дети!). Так что мероприятия проходят в течение дня. Результаты же дети узнают уже дома, на сайтеЦентра туризма, краеведения и спорта, азаслуженные грамоты получают через месяц-другой, когда после всех согласований те прибудут на места. Ну а поездку в Москву, даже после успешного прохождения экспертизы в столице, могут позволить себе лишь те, кто найдет деньги. А они немалые. Одна лишь путевка стоит уже 14 тысяч, не считая дороги и оплаты руководителя. Да, да, даже на руководителя областной делегации в области почему-то денег нет!Такой вот парадокс. О времена, о нравы … Ну как же можно твердить о патриотизме, не давая возможности одаренным детям раскрыть в полной мере свои таланты?!
Вот и нынче, 16 марта 2017 года Центром туризма, краеведения и спорта проводился очередной региональный этап Всероссийской историко-краеведческой олимпиады. Спасибо — областная универсальная библиотека им. Твардовского предоставила для этого все условия. Посвящена олимпиада была само собой разумеется 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Уж как бы кто к ней ни относился, факты из истории не выкинешь!
Олимпиада – дело серьезное. Цели ее, приравненной, кстати, к предметным (!), много обширнее. Это не только расширение знаний в области предмета — истории, но и повышение краеведческой грамотности и культуры, расширение кругозора, обучение методам анализа, сопоставления и умения пользоваться различными источниками информации; активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы, формирование навыков исследовательской и литературной деятельности, и разумеется самое важное — воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину!
Так что о значимости и масштабности мероприятия говорить излишне. Здесь ребятам предстояло пройти целых три этапа, три сложнейших рубежа. Во-первых, написать онлайн, без подсказок, справочников и каких-либо источников информации сочинение на неизвестную заранее тему. Во-вторых, справиться с исторической викториной, вопросы которой тоже не оглашаются. А в третьих, произвести атрибуцию памятника материальной культуры. Какого – одному Богу, да организаторам олимпиады известно. И всё – самим, без помощи руководителей, мучительно ожидающих своих воспитанников за массивными дверями. Вот тут-то – онлайн и выясняется, кто есть кто, кто чего стоит на самом деле!
Нынче олимпиада собрала около 60 лучших юных краеведов из многих районных центров и городов нашей области. День на удивление, вопреки прогнозу погоды, выдался солнечным – словно в подарок ребятам и поддерживая их светило улыбаясь говорило: «Ничего, всё будет в порядке»! На небольшой церемонии открытия (ввиду нехватки времени) собравшимся в актовом зале библиотеки зав отделом краеведения Центра Авдеева Е.В. вкратце рассказала, почему мероприятие посвящено именно революции: хотя сейчас ей даются разные оценки, бесспорно ее огромное значение для всего мирового развития. Выступил и директор Центра Малахов М.И., заострив внимание на том, что в истории еще много неоднозначных тем, и соответственно ходит о них множество версий, и в книгах, и в интернете. Поэтому следует к таковым относиться очень внимательно, аналитически, критически осмысливать.
На сей раз тема сочинения была одна: «Смоленщина – родина великого флотоводца П.С.Нахимова: географический парадокс». Действительно – парадокс, ведь ни крупных судоходных рек, ни тем более морей у нас даже поблизости нет, а вот флотоводцев крупных – хоть отбавляй!Тема же была выбрана вовсе неслучайно, ведь Павлу Степановичу нынче – 215 лет со дня рождения. Краеведческая викторина предлагала для решения 20 вопросов, представленных в тестовой форме, исключительно об истории революционных событий 1917 года на Смоленщине. На третий же тур для описания были представлены на сей раз три предмета: пионерский галстук, пресс-папье и памятная медаль с изображением В.И. Ленина.
Разумеется, задания каждого тура оглашались только когда ребята к нему приступали, после небольшой перемены, чтобы перевести дух. Да – трудно. После длительного переезда, порой за 150 – 200 верст за раз решить сразу три такие задачи, да еще в сжатые сроки. Но, ничего не поделаешь – экономия (оптимизация)- прежде всего: выживет, как говорится, то есть победит, сильнейший!
Пока ребята корпели над сочинением (1,5 часа), где требовалось продемонстрировать своеобразие авторского решения и логичность изложения, равно как и содержательность, стиль, грамотность, полноту раскрытия темы, их педагогам любезно был представлен обширный экскурс по новинкам краеведческой литературы. В числе прочих, здесь было представлено и четырехтомное масштабное произведение «Край Ершичский, героический (Земля и Люди)», вышедшее в свет в конце прошлого года. Естественно, как автору, мне, тем более единственному мужчине-руководителю (!), было приятно ознакомить со своим многолетним Трудом, раскрывающим основные аспекты истории юга Смоленщины с Древнейших времен до наших дней, других руководителей районных делегаций, проявивших к книге неподдельный, живой интерес …
Второй тур оказался также не из легких – ну кто бы мог предположить, что вся викторина целиком будет посвящена революции! Кстати, пока дети в течение 45 минут трудились над разрешением ее задач, мы также могли с ними ознакомиться, и, надо сказать, многие сами не смогли сходу ответить на ряд вопросов. Что уж говорить о ребятах! Конечно, знания здесь должны были быть по истине энциклопедическими, требующими пунктуальнейшей подготовки. Необходимо было знать личности современников революции, деятелей различных партий, их сочинения и политические программы, хронологию событий, понятия и термины, аббревиатуры, соответствующих эпохе государственных деятелей, и даже время выхода первого выпуска областной газеты «Рабочий путь»! А еще,надо было суметь восстановить пропуски в историческом тексте, также связанным с революционными событиями …
Стоит ли говорить, что в 3-м туре большинство выбрало конечно же старенький, потрепанный пионерский галстук. Только вот и этот с виду совсем простой предмет описать не совсем просто. Надо ведь по всем критериям: назначение, материал, техника и место производства, время использования, сохранность, описание (форма и цвет, размеры, художественные особенности), конкретизация связи с историческим лицом, событием, а еще — оценка музейной значимости предмета.
Может быть и не слишком сложно для подготовленных ребят, но и баллов за это задание можно было набрать меньше всего – 15. Для сравнения: за сочинение – до 30, за викторину – до 40. Итого, максимум 85. Но вот высший балл не смог набрать никто! Правда, выяснилось это только на другой день, уже на сайте Центра туризма, краеведения и спорта. А здесь, по окончании программы олимпиады все же ее организаторы сумели изыскать возможность, хоть и на небольшую, но все же экскурсию для юных краеведов-олимпийцев — в расположенный неподалеку Исторический музей с его новой экспозицией, посвященной все той же революции …
Итак, кто же они – лучшие из лучших? I место в трудной и упорной борьбе согласно набранным баллам (очкам, если по-спортивному) в старшей возрастной группе (10-11кл) заняли Ковалева Евгения, набравшая более вех(76 баллов), 10-классница лицея им. Кирилла и Мефодия г. Смоленска и Анашкина Наталья – выпускница Переснянской школы Починковского района. Диплом победителя II степени Департамента по образованию и науке Смоленской области поделили Парфенова Анна, ученица 10 класса Воргинской средней школы, представлявшая Ершичский район и Бадюлина Варвара, тоже 10-классница, но школы № 9 г. Смоленска. На 3-м месте оказались Стрелец Алексей, 11-классник школы № 36 г. Смоленска, Войнов Александр (Шумячи) и Кузина Азиза (Пересна). В младшей возрастной группе (8-9кл) 1-е место поделили Евменькова Полина (Смоленск, школа № 13) и Семенова Вика (Темкино); 2-е — Седнева Алина (школа № 2 г. Рудня) и Михайлов Владимир (школа №1 г. Велиж), 3-е же досталось Левченковой Насте, школа № 13 г. Смоленска.
Что ж, все, занявшие призовые места, имеют теперь прекрасную возможность показать свои знания уже в финале Всероссийской Олимпиады, который будет символично проходить в октябре 2017 года в городе Москва. Конечно, если смогут найти для этого деньги …
№13 от 31.03.2017